главная

статьи

метафизика бизнеса

ультратаймменеджмент

гносеология бизнеса

этнопсихологические особенности русского человека

здоровье, здравоохранение, здорвьетворение, здравомыслие

мужское и женское

Лиз Бурбо "интимные отношения"

Антонио Менегетти "женщина третьего тысячелетия"

Николай Курдюмов "успехология любви"

Вячеслав Губанов "90%случаев импотенции - в психологии"

контакты

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «РУССКОГО» ЧЕЛОВЕКА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В БИЗНЕСЕ
История современного научного менеджмента сгенерировала несколько основных моделей управления бизнесом, которые основаны на постепенном изменении приоритетов и «взрослении» цивилизации.
1. Авторитарная, жесткая схема менеджмента. Максимально эффективно работала в начале ХХ века, позволяла быстро мобилизовать большие ресурсы для решения конкретной задачи в трудных условиях. Опирается на жесткую вертикальную иерархию, функциональный подход к персоналу, личную харизму лидера, агрессивную рыночную идеологию. Широко использовалась и используется в период исторических потрясений и политической напряженности. Слабость модели – в ее зависимости от единоличного лидера, полном подавлении свободы творчества, отсутствии любых стимулов к развитию личности и внутренней мотивации, быстром истощении человеческого ресурса, нарастающем стремлении к бюрократизации и окостенению, нездоровой психологической и эмоциональной атмосфере. В периоды относительного благополучия модель резко уступает в экономической эффективности более гибким схемам, а зачастую служит главной причиной системного кризиса.
2. Экономическая, основана на достижении и удержании конкретных экономических параметров. Является более целесообразной, пытается создать систему объективных показателей функционирования системы. Использовалась в развитых странах в период после второй мировой войны, максимально широко распространена сегодня в России. Часто использует псевдонаучные и спекулятивные методы управления ресурсами, пытаясь свести весь смысл бизнеса к нескольким общепонятным показателям. С одной стороны, позволяет слегка объективизировать критерии эффективности менеджмента и выработать основы системности, с другой – продолжает опираться на функциональный подход к кадрам, что резко снижает человеческий ресурс бизнеса, и в конечном итоге, неизбежно приводит к кризису. Любые экономические показатели являются только относительными, особенно учитывая фактор времени. Эпоха глобальной неопределенности лишила любой показатель статуса объективного и ведет к необходимости внедрения системы динамических оценок. Главным становится не промежуточный результат, а общий вектор и скорость изменений в системе. Что было хорошо вчера, сегодня уже бесполезно, а завтра будет вредить делу. По этой же причине усложняется выработка стратегий и долгосрочных целей.
3. Социологическая модель, в ней целью и средством ведения бизнеса является развитие коллектива сотрудников. Является наиболее эффективной основой командного стиля менеджмента. Сильные стороны – возможность создания саморазвивающейся системы, которая с набранным человеческим потенциалом способна решать любые производственные задачи, гибкость, творчество, наличие духа команды и внутренней мотивации, взаимозаменяемость и надежность, ответственность и социальная устойчивость. Слабые стороны – ограниченное время жизни (пока есть одна производственная задача или темпы развития отдельных членов не очень отличаются), отсутствие четких морально-этических параметров личности и условий для их развития, сложность создания полноценной команды вообще (идейные затруднения, разные уровни развития личностей, кадровый дефицит, отсутствие внятных экономических параметров эффективности типов менеджмента, возрастные и половые ограничения). Начинает внедряться в России на уровне продвинутых корпораций, но главный принцип подбора команды остается тот же – функциональное соответствие человека должности.
Программа полноценного личностного роста отсутствует, что в принципе ограничивает любые попытки создания сплоченного коллектива. Невозможно создать сильную команду из слабых футболистов, к тому же, надежность системы ограничена возможностями ее самого слабого звена. В эпоху глобальных связей бочку меда, т.е. общий результат, может испортить даже не ложка, а капля дегтя, т.е. непрофессионализм даже одного человека.
4. Психологическая модель – логическое продолжение предыдущей. В ней, в соответствии с общемировой концепцией гуманитарной экономики, главной целью развития бизнеса является человек и его способности. Постиндустриальное общество наконец-то обратилось к самому ценному ресурсу – человеку. Оказалось, вкладывать деньги в развитие личности гораздо выгоднее, чем в образование, сырье или инжиниринг. Информационная эра XXI века – это переход от технологий high tech к технологиям high humе.
Маркс и Энгельс сформулировали глобальную цель бизнеса, сводящуюся всего к двум пунктам: «материальное обеспечение всех сотрудников и всестороннее развитие личности». Ничего другого для миссии компании, по большому счету, и не придумать.
Ведущие корпорации только перенимают этот лозунг. Бизнес – это процесс, конкретные цели здесь всегда относительны и временны.
В наступившую эпоху неопределенности, когда даже деньги переходят в виртуальную реальность, опора возможна только на развитие всех компонентов бизнес-системы, и главнейший – это ее интеллектуальный потенциал. На его основе можно подтянуть любой другой вид ресурсов. К сожалению, этот самый эффективный тип менеджмента в России пока не используется.
Большинство директоров и владельцев не готовы развивать ни своих сотрудников, ни себя…
Русский бизнес находится на довольно низкой стадии, но динамика развития обнадеживающая. Неизбежно и нашим предпринимателям придется искать технологии развития персонала, максимально адаптированные к особенностям русского человека. Некоторые ключевые моменты этих особенностей серьезно влияют на его профессиональные качества. Этнопсихологию русского человека неплохо и достаточно объективно описали Розанов, Бердяев, Горький, Гумилев. К его основным чертам относятся:
общинность – которая якобы основана на зависимости от сурового климата, короткого вегетационного периода в сельском хозяйстве и неизбежной из-за этого потребности в совместной обработке земли. На самом деле русский человек не склонен к объединению, по крайней мере - на позитивной основе. ( На основе деструктивности – пожалуйста, что отражено ещё в справочнике политработника времён застоя..). Его путь – середина между самоуглублением Востока и внешней социализацией Запада. Обе эти тенденции одинаково развиты и в каждый момент времени что-то преобладает.
C точки зрения физики, силы взаимного отталкивания выражены у русских гораздо сильнее, чем силы взаимного притяжения.
Вся история славян доказывает, что объединиться они могут только под воздействием мощной внешней негативной силы, в ситуации стресса или катастрофы. Природная самодостаточность русских никогда не давала им устойчивых импульсов к созданию жёсткой социальной иерархии, общественных институтов или гуманного государства. Масса свободного пространства позволяла в любой момент уйти от выполнения дискомфортной социальной роли и начать всё сначала и на новом месте. Общественный договор, гражданское общество, демократия – все эти понятия для русских просто пустой звук, их мышление пропитано патернализмом и устойчивым нежеланием решать свои проблемы самостоятельно. Община чаще всего нужна для решения проблем, а не для того, чтобы поделиться радостью. Радоваться русские тоже не умеют, очень высока внутренняя зажатость и агрессивность.
душевность – под этим понимается повышенная эмоциональность, хроническое непонимание своего и чужого внутреннего мира, неспособность выверить любую дистанцию при общении. С точки зрения биофизики, подпитка души происходит за счет напряженности энергополя, вызываемой разностью потенциалов психической энергии. Душа живет противоречиями, это ее основная среда, поэтому при неразвитости она продуцирует эти противоречия вокруг и внутри себя. Кроме того, направления эволюции женской и мужской души противоположны, поэтому-то душевная жизнь и потребности обоих полов столь различны. Под душевностью понимается перманентная готовность поделиться своими и чужими проблемами, поучаствовать в групповой терапии (лучше с алкоголем), проявить, понять и принять какую-либо слабость и т.д. Миф об эсклюзивности и непознанности русской души живуч, и основан на массовой непроработанности внутренних проблем и двойственности большинства мотивов и поступков.
Одной из сверхзадач русского этноса и является само формирование души, как субстанции, связующей дух и тело. завистливость – вызвана прежде всего повышенным вниманием к другим, а не к себе.
Общинное распределение – «всем поровну», «по справедливости», «по труду» и т.д.- это всегда несовершенная попытка дать каждому удовлетворяющую его часть общего продукта. Ни теоретически, ни практически это невозможно. Но коллективное подсознательное очень живуче, оно диктует свои стереотипы. Идеалом русского крестьянина (христианина) всегда было не богатство, а достаток. Быть богатым стыдно, ибо, чем больше денег, тем дальше ты от Бога. Если ты запрещаешь быть богатым себе, то естественно, осуждаешь за это других. Вылечить этот комплекс можно только одним – развернуть вектор внимания личности к себе, к собственным достоинствам и недостаткам, а для этого необходима длительная и сознательная работа над собой.
С системной точки зрения, уравниловка как метод более-менее справедливого распределения, была оправдана. Именно она позволяла долгое время контролировать проявления зависти. гордыня (гипертрофированная гордость) – не случайно это смертный грех номер один.
Мало найдется столь же высокомерных народов, как русский. Внешняя готовность к принятию чего-то иностранного маскирует внутреннее непонимание (и нежелание понимать!) чужого образа жизни, мышления, культуры. Жалость и презрение к инородцам являются отображением отношения русского человека к своим сородичам. Мечта выбиться из грязи в князи (ничего для этого не делая) – это и есть основа российской политической системы, массовой преступности и стойкого отвращения к труду. Готовность унижаться и унижать – черты хронически незрелого сознания, склонного к жесткому патернализму. Научиться уважению себя и других русскому человеку еще предстоит. А до этого мы будем видеть мгновенные метаморфозы, когда человек, внезапно получивший деньги или власть, использует их только на удовлетворение собственных инстинктов. Устраняется этот комплекс выяснением своего места в мире, постоянным эволюционным развитием личности и длительным периодом материальной обеспеченности. потребность в уважении и понимании - является одной из сверхзадач русского этноса.
Любить русские не умеют – они умеют уважать, либо жалеть. Вся культура любовных отношений заимствована ими у других народов. Потребность в уважении подчеркнута – это и использование местоимения «Вы», отчества, создание ненужной дистанции со стороны руководства при управлении людьми, ритуальность и излишняя помпезность бюрократии. На уровне подсознания уважение требует одного – чтобы хоть один человек признал тебя человеком. Понимание – способность воспринять или донести до другого свой информационный срез реальности, ключевое слово здесь – «приятие». Понять – это значит принять. Любовь – взаимодействие на уровне чувств, полное вмещение в себя другого человека. Уважение – вмещение себя в другого человека, подстройка под него. Уважение и понимание – контакт на уровне разума и понятий, что гораздо сложнее. Причем это не цель, а средство; сверхзадача любого способа общения – создание глобального сетевого разума, развития коллективного подсознания. Именно в этом, а не в агрокультуре, истинные корни русской общинности.
главное питание русского – это информация, а не энергия. В любом событии ему интересно, пока там есть что-то новое.
Если нет возможности получить свежую информацию из своей обычной среды, то русские начинают получать ее из внутренних переживаний, чаще всего с помощью алкоголя. Говоря оккультной терминологией, это своеобразная медитация на низких слоях плотного астрала, в котором можно получить низкочастотную энергию и грязную информацию. Для большинства людей, в норме функционирующих на еще более грубых вибрациях, даже и это и является питанием. На этом основан миф о пользе алкоголя при принятии решений. Алкоголь временно растормаживает кору мозга и делает более доступным поток нервных импульсов из подсознания. Включается механизм интуиции, и человек получает чуть более широкий доступ к информационному полю. Плата за такую «технологию» всем известна – деградация личности.
стремление к само - и разрушению – по Фрейду «мортидо». Абсолютная величина не больше чем у других наций (иначе она бы перестала существовать), другой вопрос – размах этих крайностей. Тут русские вне конкуренции. Разрушить материю, себя или другого человека могут легко и просто, к чему их подталкивает культура и субкультура, традиции, обряды и т.д. В глубине подсознания любого русского переключение созидания на разрушение происходит быстро и незаметно, даже для его собственного сознания. В этом причина массовости феномена так называемых «кризис-менеджеров». Это люди, которые с помпой и с одобрения окружающих, разваливают любое порученное дело. Обладая личной харизмой и обаянием, они удовлетворяют свое «мортидо» за счет других, которые на уровне подсознания тоже их поддерживают. Жанр катастрофы всегда более зрелищен. Блестящие кризис-менеджеры - Илюмжинов, Лебедь, Немцов – пользовались иррациональной народной любовью, основанной именно на тяге к разрушению. Русские не дорожат ничем материальным, даже жизнью. Они чувствуют свою временность на Земле и подсознательно стремятся разуплотниться, или говоря системным языком – перейти на иной тип хранения информации.
Основа для создания нового – всегда разрушение старого. Чем быстрее разрушишь – тем быстрее придет новое. Это подсознательная логика поведения русского. слабая мотивация, хочется подчеркнуть – внешняя мотивация.
Деньги никогда не были для русского человека главным или решающим стимулом. Мало того, есть вполне конкретный уровень зарплаты, после которого увеличение доходов никак не увеличивает производительность и отдачу. Русские не умеют обращаться с деньгами. Деньги – это уплотненная энергия, а русский человек больше встроен в информацию, особенно женщины. Для русских важны не деньги, а статус. Причем статус может быть внешним, формальным, а может быть внутренним – самоуважение. Если подобные стимулы отсутствуют, то русские быстро теряют любой интерес к работе, или пытаются сделать из нее способ приятного времяпрепровождения. Профессионализм, в западном понимании этого слова, в России отсутствует и не поощряется массовым сознанием. Россия была и долго еще будет страной дилетантов, с детской непосредственностью пытающихся заниматься не своим делом. Но в этом имеется и большой позитивный смысл - заниматься надо не тем, что уже умеешь, а тем, что не получается – тогда и возможно развитие! В этом принципиальное отличие от западной системы: «Делай только то, для чего ты рожден!». Русские гораздо гибче и легче приспосабливаются к любым внешним изменениям, именно потому, что глубоко не прорастают в узкую специальность. лень – устойчивый стереотип, сформировавшийся как защита от принудительного труда во многих поколениях.
В живой природе ни одно существо не делает лишних движений, оно экономит энергию. Тот же механизм работает и у человека, особенно русского, для которого особенно важна цель работы. Если цель отсутствует или ему не подходит – включается инстинктивная защита от растраты энергии. Поэтому в России, как нигде, важна идея бизнеса. За хорошую идею русские готовы работать сутками и бесплатно, а самое главное – с максимальной отдачей.
Особенностью русского человека является и квантовый характер энергообмена. Выделять энергию, т.е. работать и что-то производить, он способен только рывком, лучше всего в последний момент, когда спрессовавшееся время не оставляет возможности для размышлений. Инстинктивно все дотягивается до крайнего срока (в это время накапливается потенциал) и производится мощный энергоимпульс. Далеко не всегда этот сценарий оптимален, лучше всего он работает в ситуации экстрима, условия которого русские создают старательно и со вкусом. Монотонный труд, с равномерным распределением усилий, русский просто не выносит физиологически! Поэтому, если система не учитывает эти особенности, то подсознательно русские сами создают условия именно для такого типа функционирования. Цикличность во всплесках работоспособности у каждого своя, кто-то лучше работает в начале (чаще это мужчины), кто-то в середине (чаще женщины), кто-то хорошо финиширует. В любом случае, этот тип энергообмена слабо регистрируется сознанием и дисциплинарные меры тут в принципе не помогут. Законы распределения рабочего времени и эффективности труда (20 % времени и 80 % продукции) подтверждают именно ступенчатое взаимодействие человека с пространством и временем. вороватость – вызвана многолетним отсутствием у большинства людей какой-либо частной собственности.
Все производимые продукты отчуждались государством, поэтому единственным способом заиметь хоть что-то оставалось тайное присвоение имущества, т.е. воровство. В России воруют чаще не от испорченности, а от привычности такого сценария и генетической нищеты. Причины такого поведения всегда основаны на инстинктах, ибо чаще всего воровство стратегически вредит индивиду. Зрелое сознание не допустило бы столь неоптимального сценария. Для устранения воровства нужно прежде всего обеспечить человеку свободу от заботы о выживании, четко поделить у него в сознании границы между мое – не мое – наше – общее, показать саморазрушающие последствия такого поведения. В любом случае внешний контроль за человеком неэффективен без создания мировоззренческой установки и внутренних рычагов управления личностью. Определение воровства затрудняется еще и тем, что взять или присвоить чужое, можно многими способами, иногда даже и не подозревая об этом. Может быть воровство материи, энергии, информации, пространства и времени, и все это очень неравноценные по последствиям действия. Самый простой вид – это кража материи, он понятен всем. Где, и как, и кто обокрал систему на других уровнях – способен различить далеко не каждый, а уж тем более высчитать ущерб или предотвратить.
Воровство времени чаще всего происходит у самого себя, при этом система резко теряет в ресурсах и потенциале развития, причем эти потери необратимы. Пока подавляющее большинство предпринимателей даже не понимают где и что они теряют. По крайней мере, сегодняшние юридические определения не имеют к этому никакого отношения.
безответственность, точнее выраженное нежелание брать на себя какую-либо ответственность. Это явление тоже очень легко объяснимо. Полноценная ответственность является необходимым условием свободы, которой так не хватало русскому человеку на протяжении ряда поколений. Нет свободы – не надо и ответственности, этот принцип впечатался в генетику как основа выживания. Логично предположить, что для взятия ответственности на себя, необходимо как-то управлять полученным делом, т.е. полноценно планировать и влиять на бизнес-процессы. Анализ современного менеджмента показывает, что практически никто из управленцев ничем не управляет! Этот секрет полишинеля хорошо описан еще Толстым в «Войне и мире». Соотношение ненужных действий и мудрого невмешательства, т.е. переход «управление – направление» всегда сложно выверить. Показатель этот динамичен и должен постоянно меняться. Разобраться в этом дано единицам, поэтому подавляющее большинство на уровне подсознания избегают и свободы и ответственности. Оба эти состояния требуют от личности постоянных эволюционных усилий и пожизненного развития, говоря научно – негэнтропийного поведения, т.е. постоянного противодействия распаду. По уровню своей личной энергии и информации большинство кадров к этому уже не способны. Призывы к ответственности без соответствующего фундамента личности – глупость или демагогия. Свобода, знание принципов управления, уровень личного потенциала – без этих трех компонентов полноценная ответственность невозможна. По статистике 90 % населения не готовы отвечать ни за что, значит, у них нет для этого базы, развивать которую неизбежно придется самим же предпринимателям. неблагодарность – распространенная эмоциональная оценка по отношению к работнику, который не оправдал каких-либо ожиданий. Понятийная каша по этому вопросу присутствует обычно с обеих сторон, и вызвана она следующими причинами:
- нет четкого разделения понятий «дружба» и «служба»
- нет понимания и признания того факта, что люди меняются, и не всегда в ожидаемую сторону (и имеют на это право!)
- нет четкого разграничения взаимных обязательств по сроку и формату сотрудничества
- нет внятных морально-этических норм в нынешнем русском бизнесе
- нет профессионализма в выстраивании команды и развитии персонала.
В результате имеется искаженная картина модели взаимодействия, которая неизбежно приводит к трениям и трещинам в отношениях. Главная причина – это хроническая недоинформированность людей, непрозрачность и рыхлость корпоративной культуры. От этого и завышенные ожидания, неоправданные надежды, необдуманные поступки. Корпоративная культура – это часть общей структуры организации, компонент внутрисистемной коммуникации, необходимое условие эффективности выполнения функциональных обязанностей. При четком разделении личного и профессионального компонента, понятию «неблагодарность» просто нет места в жизни организации. расточительность – неумение и нежелание работать с деньгами.
Идеалы христианской религии, основанные на стяжании духовных, а не мирских ценностей долгое время культивировались властью. Неспособность правильно взаимодействовать с энергией – вот основа большинства комплексов русских, связанных с деньгами.
Этапы проработки денежных стереотипов – стыд, страх, страсть и свобода. Стыд - нежелание связываться с меркантильными вопросами, неумение оценить и продать себя, неспособность отделить личное от общего. Далее - страх, большие деньги привлекают внимание, не всегда приятное. Здесь выверяется граница внутренней и внешней опасности, комфортность той суммы, которой вы в состоянии правильно распорядиться. Следующая перегородка – это страсть к деньгам, когда они поглощают всю личность человека, и он становится рабом денег. И, наконец, свобода от денег, когда человек спокойно и разумно распоряжается любой денежной массой как инструментом для достижения более высокой цели.
Русские инстинктивно чувствуют несправедливость скопления большой денежной массы у одного человека (говоря языком физики, любое локальное сгущение энергополя возможно только за счёт его разрежения в других местах). Любой богатый человек получил своё богатство за счёт обнищания всех остальных. Очень болезненно воспринимается этот факт при системной неспособности русских к уплотнению энергии и работе с материей. Они особенно зависимы от системы перераспределения общественного продукта. Подсознательное бегство от денег обусловлено взаимным антагонизмом энергии и информации. Чем больше у тебя денег, тем сложнее тебе встроиться в информополе, которым русские дорожат больше. К тому же любой энергоизбыток (в том числе в виде денег) всегда ведёт к повышению хаосности системы и неизбежно ведёт к стратегическому опозданию в принятии решений.
Русские инстинктивно чувствуют это и стремятся избавиться от денег в любой одобренной социумом форме.
отношение к власти – прежде всего государственной, и к власти над собой, как механизму саморегуляции личности, и к власти над другими. Эгрегор государства настолько глубоко вшит в ткань русского самосознания, что большинство людей даже не представляет, как можно обойтись без органов власти, авторитет которых обязательно должен основываться на насилии.
Власть и насилие практически синонимы для русского человека, т.к. практически никогда в России власть не выражала интересы большинства народа. Власть над своими инстинктами тоже непривычна для русских, ограничивать себя, считаться с чужим мнением не принято.
Разницу между свободой (которая обязательно подразумевает ответственность) и волей (которая понимается как полный беспредел) русские понимают с трудом. Власть над другим человеком воспринимается часто по- азиатски, как разновидность рабовладения и способ удовлетворить комплексы. Любое минимальное повышение статуса может обострить у человека далеко не лучшие модели поведения, которые не осуждаются массовым сознанием (в глубине души все чувствуют себя такими). дружба и чувство товарищества, одно из лучших свойств национального характера, которое нередко тоже подменяется групповым эгоизмом, корпоративными интересами, круговой порукой. Русским свойственна постоянная перепутаница «службы и дружбы», из-за чего популярна тема предательства, хронические обиды, коррупция, компанейщина, групповой эгоизм. любовь и секс - традиционно перепутаны в массовом сознании, особенно это касается женщин.
Дохристианская Русь не страдала сексуальными комплексами, остатки этой модели поведения достаточно сильны. Позже на неё наложилась концепция греховности, блудодеяния и запретности половых отношений, культивируемая государством и церковью.
Это серьёзно исказило мужские и женские роли в социуме, стало основой для тотального сексуального невроза, проявляющегося в массовой импотенции, абортах, проституции и венболезнях. Гендерные проблемы обострились в постперестоечный период, когда резко усилилось давление среды, особенно экономическое и психологическое. Большая часть мужского населения не восприняла новые ценности и не смогла полноценно адаптироваться к новым условиям. Женщина, как более гибкая система, приспособилась лучше и в целом выглядит более успешной за счёт того, что глубже восприняла потребительскую модель цивилизации. Во многих семьях произошло перемешивание традиционных функций полов, и далеко не всегда добровольно. Мужчины испытывают гораздо более сильный стресс, что и выражается в массовом алкоголизме, самоубийствах, травматизме. система ценностей – западного или восточного образца, ни одна из которых в чистом виде не удовлетворяет русского человека.
На сегодняшний день подавляющая часть населения России ориентируется на совершенно иллюзорные ценности, навязанные пропагандой и рекламой. Достижение гармонии и успеха в реальной жизни без разрушения собственной личности сегодня практически невозможно, но к сожалению, практически мало кто отдаёт себе в этом отчёт. Структура потребностей русского человека явно сдвинута к потребностям души или духа. Потребностями только тела русские никогда не жили, не живут и жить не смогут. В этом дополнительная сложность при мотивации, кадровом реинжиниринге и управлении персоналом.
В сегодняшнем российском бизнесе роль, значение (и стоимость!) личностных деформаций персонала только начинает осознаваться. Даже если руководитель отдает себе отчет, что качество кадров стремительно ухудшается, сделать что-то реальное пока он не в состоянии. Инструменты для воздействия на сознание человека вообще, и русского в частности, пока слишком несовершенны. Тем не менее, без работы в этом направлении любую бизнес-систему ожидают серьезные трудности, вызванные именно человеческим фактором.
Хостинг от uCoz